Сумон Морен

Муниципальное образование сумона Морен входит в состав муниципального образования Эрзинский кожуун, расположено на юге-востоке от кожуунного центра села Эрзин Республики Тыва.

Сумона Морен находится у подножия святой горы Ак-Хайыракан. В южной части находятся горы Агыйти-Сайыр, Хамааты-Улаан, Аны-Улаан и т.д.

Сумон Морен относится к зоне рискованного земледелия, так как почва не плодородная, песчаная.

Климат резко континентальный. Зима холодная, лето короткая с пониженной относительной влажностью воздуха. Осадков за год выпадает 130-140 мм, из них в холодный период времени (ноябрь- март) 30-40 мм, в теплый период 100-160 мм, снежный покров держится 8 месяцев.

Недостаток влаги в летнее время является основной причиной низких урожаев посевных культур и пастбищ. Устойчивые урожаи посевных культур возможны только при орошаемом земледелии почвы. Преобладающими являются каштановые маломощные почвы, по механическому составу легкосуглинистые и супесчаные.

На территории сумона Морен имеется целебный аржаан «Ак-Хайыракан», который приезжают отдыхать во время сезона в летнее время из всех кожуунов республики, даже из-за пределов республики.

Наличие больших площадей пастбищных угодий, ограниченность пахотно- пригодных земель, сухой климат обусловили исторически сложившуюся специализацию сумона на развитии мясо- шерстного овцеводства и мясного скотоводства.

Поголовье скота: МРС- 12832 голов, КРС- 2007 голов, лошади- 188 голов.

На территории сумона функционирует 1 сельскохозяйственный МУП «Мандала». В сумоне Морен работают муниципальное бюджетное средняя школа, детский садик « Солнышко», фельдшерско-акушерский пункт, сельский дом культуры, почта.

МУП « Мандала»- рук: Ооржак У.Ш.

Тысячники- Баажай К.С., Баанай В.С.

Матери-героини: 1. Худер Саяна Кыргысовна

2. Шириме Ношпу Кенденовна

В селе есть 3 частных магазина смешанных товаров.

В личных подсобных хозяйствах населения сумона Морен сохраняется рост численности мелкого, крупного рогатого скота и лошадей. В структуре поголовья скота наибольший удельный вес занимает мелкий рогатый скот.

Водоснабжение. Забор питьевой воды население сельского поселения сумона Морен в основном берут из водоколонки.

Перевозки грузов и пассажиров осуществляется частные предприниматели.

Телефонной связью обеспечивается через таксофон. Доставка почтовых отправлений осуществляется каждую неделю 3 раза.

Развивается предпринимательская деятельность.

Численность населения на 01.01 2012 года -1110 чел. Всего семей -344, взрослое население - 774, По полу: мужчины – 504, женщины -606.

По возрастам: моложе трудоспособного -0-15 лет : мальчики -164, девочки – 164; старше трудоспособного: мужчины -50, женщины -110; в трудоспособном: – мужчины -290, женщины -331. В том числе работающих – 210, безработные граждане -132. Пенсионеры -133, в том числе работающие - 29. Ветераны труда -62.Участники боевых действий – 8. Инвалиды -81, в том числе инвалиды с детства -9. Многодетные семьи -43 в них детей -141, в т.ч. с 3 детьми – 31, с 4 детьми -12. Неполные семьи -18, в них детей -38.Крайне –бедные семьи -15 в них детей -24.Малообеспеченые семьи – 24, в них детей -55. Матери с детьми до 3 лет -67. Матери одиночки -60. Дошкольники – 192, школьники – 167, Юноши, служащие в рядах вооруженных сил России – 6.Студенты обучающиеся за пределами Республики Тыва -25, в пределах Республики Тыва -33.Осужденные граждане-10. Продолжительность жизни: - мужчин 43 лет, женщин -53 лет.

История села Морен 

Село Морен с юга окружают горы Агыйты-Сайыр, Хамааты-Улаан, Аны-Улаан, Хурту, а с севера – Чыргаланды и священная гора Ак-Хайыракан, у подножия которой расположен Морен.

Появление села Морен связано с приходом буддизма в эти края, а именно с построением первого монастыря, который  стоял на месте, где ныне находится село Морен. Позже монастырь был перестроен в местечке Дуганды, но по словам лам, эти места не были подходящими, поэтому наилучшим и благоприятным местом для расположения было местечко Дазыргай, находившееся у подножия горы Мандал, где уже точно обосновался первый монастырь. Монастырь, построенный на Дазыргае, не уступал по своей красоте другим монастырям Тувы. Орнамент, уникальные украшения, золотые статуетки придавали особый колорит. Хурээ называли Эрзинский, потому что недалеко от него текла река Эрзин, а в народе – Кыргысский, так как в окрестностях жила родо-племенная группа кыргысы. Но, к сожалению, хурээ, благодаря которому наши предки духовно обогащались и развивали культуру в течение многих лет, было разрушено, что оставляет «темный» отпечаток в истории Морена. 

Народ находился в подчинении Салчак-нояна, а также Амбын-нояна, который держал общее руководство.

На пересечении двух дорог, находившихся в местечке Овааты, до сих пор сохранившее свое название, был ортээл Харуул.

Хурээ оказывало большое влияние на развитие культуры и духовного обогащения народа, проживавшего в этой местности.

В результате национально-освободительного движения 1911-1912 г тувинский народ освободился от многовекового ига маньчжуро-китайских феодалов. Это движение имело огромное историческое значение в жизни народа. По долине реки Эрзин образовался сумон Кыргыс, состоящий из 12 арбанов.

В 1939-1940 г впервые появились тожземы: «Сталинский путь», «1 мая», «Ополчен», «Кызыл-Сылдыс».  «Сталинский путь» находился на территории села Морен. Тожземы «Ополчен» разделились. Одна часть тожземов вошла в колхоз «Кызыл-Сылдыс», а другая часть «Ополчен» - в колхоз «Нарын».

В 1951 г. по указанию Правительства Тувы сумон Торе-Хол распустили. Жителями этих мест была родо-племенная группа Сояны. Их переселяли в колхозы «Новый путь», «Кызыл-Сылдыс», «Сталинский путь». Они сдали в колхоз очень много скота: лошадей, коров, верблюдов, овец и коз. Их имена Богдан, Сагаачы Дарган, Шумаш, Унмай, Арапчай, Менмер,Намбырай Кадарчы, кара-Хенче, Дайна-Шомба, Баажый, Адышаа-Хелин, Бексе, Хумбун, Севил, Чыргал, Дары-Хоо, Намзын, Ырлаар, Чыпсынак Дамба, Шой Дарган, Кара-Найдан, Сайдан, Менди, Доптан, Комбу, Коку, Балбар, Самбыл, Чокпай, Аранчай, Бузургана.

Из коренных местных жителей: Чигжит, Серээдар Хайдып, Ижи, Дармажап Дандагай, Кур-Седи, Оюу, Сухаа, Мугулдур, Кожуудан, Бавыылай, Хуруут, Сади, Лаажап, Херелмаа, Энге, Аракчаа, Согаа, Даргат, Канзай, Дирчин, Шоомбул, Длопсан, Ширимее, Сагаачы, Чалзырай, Сандак-Хоо, Намдак, Сараагай, Кандан и многие другие. Выше указанные родо-племенные группы Кыргысы и Сояны были основателями колхоза.

На окрестностях Морена были прорыты оросительные каналы, которые брали начало из таких местностей как: Баян-Кол, Дазыргай, Тал, Барыын-Чоон. Они были проложены благодаря труду следующих: Дугер, Ачиримти, Дулей Чыргал, Орнугу, Соксук, Кан-Хоо, Чамдал, Учуралы, Намдал, Дулбаа и другие. Они выращивали зерновые культуры, которые давали значительный урожай на этих орошаемых участках земли.

Также, силой аратов были построены здания: школа, больница, хлебопекарня, магазин. По методу «волокушки» привозили бревна из Ортаа-Адыра. Помогал им строить дома, специально приглашенный русский мастер-строитель. С его помощью были построены собственные дома аратов.

Первым председателем сумона Морен был назначен Кенден Лопсан. Он  умел стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.